Любовь и танцы Ромео и Джульетты Все началось на премьере балета Прокофьева "Ромео и Джульетта" в оперном театре с невольно подслушанного разговора двух зрителей о том, что в академдраме Алексей Зыков тоже взялся за сценическое воплощение этой трагедии Шекспира. Честно признаюсь, заинтересовался и решил при случае обязательно узнать о готовящейся постановке поподробнее. И вот случай представился, с Алексеем Зыковым мы встретились в какой-то мере случайно и, забыв о времени, увлеченно проговорили несколько часов. -С прошлого года перестала существовать танцевальная группа "Театр "Лик", что расшифровывалось как "Леша и компания". И я прекратил работать с хореографическим коллективом "Декаданс" Поволжской академии государственной службы, посвятив, все свое время и силы театру и студентам театрального факультета. Вплотную занялся драматическим балетом "Ромео и Джульетта", - признался Алексей. - Здесь для меня важно пластическими средствами передать столкновение характеров, эмоции, показать действие. Текста нет, только танец. Какой? Уже не так важно - модерн, джаз, классика - ничто меня не ограничивает. Спектакль о том, что происходит с миром, если люди по тем или иным причинам разрушают любовь, отказываются от любви. История начинается с идеального мира - с райской поляны в лесу, где все любят и любимы, а дальше? У меня все персонажи в какой-то степени Ромео и Джульетты. Постоянно задаю себе вопрос - что было бы, если?... Мать Джульетты и отец Ромео в моей трактовке любили друг друга, но потом не остались вместе, пошли разными путями. Родители были против, обстоятельства так сложились? Не знаю, но люди не стали бороться за любовь, смирились. Чувство, вспыхнувшее между детьми, Ромео и Джульеттой, - для них шанс все вернуть, посмотреть на свою жизнь со стороны. Конечно, трудно: им по 40 лет, машина, квартира, устроенный быт, привычки. С другой стороны - почему бы и нет, ведь они когда-то любили! В спектакле появляются подростки - мальчик и девочка, у которых все только начинается. Придумал пожилую пару - людей, которые прожили вместе долгие годы и не потеряли любовь (как если бы Ромео и Джульетта не умерли и не отреклись друг от друга). Даже Меркуцио у меня тоже Ромео, но в ситуации, когда его Джульетта так и не проснулась, а он остался жить без надежды обрести вторую половину. Замысел спектакля родился в 2001 году. В последней версии танцевать должны студенты. Вовсю идут репетиции, добрались до финала первого акта. Много времени ушло на празднование юбилея и ремонт, не было нормальных занятий, так что выпустить балет планируем в мае. Заранее называть точную дату боюсь, ведь все сочиняем на лету - и персонажей, и повороты сюжета, и музыку. -Что за музыка? Неужели тот же Прокофьев? -Ни в коем случае. Мелодии подбираю под определенный момент. Взял "Гуд бай, Ленин" Яна Тирсена, саундтрек к фильму "Планкет и Маклейн" Грэга Армстронга. Кроме того, уже нашел очаровательные сочинения Генделя, "К Элизе" Бетховена. На этой простой и искренней теме строится вся сцена бала. Вначале "К Элизе" звучит в классическом варианте, затем в рок-н-ролльной обработке, в завершении - в ритме танго. -Декорации условны, то есть практически никаких? -Отсутствие декораций стало типичным для современных балетов. Хотел бы задник как в европейских операх - когда почти реально. Чтобы зрители видели, что скала - это скала, а не черный квадрат, не подиум, не шар с нагроможденным на него кубом. Хочу создать поляну не условную, а самую настоящую, поверить, что падает снег или начался листопад. Декорации очень важны. За спектакль у меня проходят четыре времени года и два дня. Увертюра - ночь. Появляется пожилая пара - утро. Завершается первое действие, за время которого успевает наступить зима, первой брачной ночью влюбленных. Удастся сделать реалистичные декорации - постановка получиться полноценной. -Брачная ночь без эротики? -Не хочу на это отвлекаться. Нет такой задачи - кого-то раздеть. Стриптиз надо чем-то сильно обосновать. Правда, здесь обнаженка вполне могла бы быть, но я чувствовал, что смогу без нее обойтись. А если так, зачем это нужно? -Вы видели саратовскую постановку классического "Ромео"? -Не хочу никого обидеть, но если говорить, то правду. На мой взгляд, спектакль очень плохой. Я, конечно, не профи в классическом балете, но по оформлению, по исполнению он произвел на меня ужасное впечатление. Сидя в зале, испытывал стыд за тех, кто был на сцене. Хотел прийти в оперный театр и по-хорошему позавидовать. Не получилось. -Ваш спектакль станет репертуарным? -Жалко тратить силы и средства на 8-9 показов. Решили, что вместе со студентами работать над постановкой будут и актеры драмы. Ведь неизвестно, кто из курса попадет в основную труппу театра, да и остануься ли эти молодые люди в Саратове, а спектакль должен идти. В таком партнерстве уже вижу массу плюсов. Молодежь смотрит на опытных артистов, перенимает мастерство, те в свою очередь заряжаются энергией и задором студентов. "Любовь и танец" из репертуара убран. Для меня было принципиально важным, чтобы спектакль шел не более двух лет. В театре артисты, так или иначе, люди подневольные, зависимые, а танцевальная группа "Лик" ничем мне была не обязана. Каждый мог на спектакль прийти, мог и не прийти. Это ставило передо мной кучу проблем, никогда не знал заранее, что случиться. Попробуйте соберите 67 человек, да еще и детей? Кто-то заболел, кто-то уехал, у кого-то каникулы, каждый раз тратил столько сил, что бы убедить всех выступить, словами не передашь. Перед показом с 10 утра репетировали, были бесконечные замены. Поэтому, когда последний спектакль прошел , почувствовал себя свободным человеком, захотелось новых поисков, решений... Три личных вопроса Алексею Зыкову -В детстве догадывались, что станете хореографом? -Не совсем, мама рассказывала, что года в четыре я мечтал стать воздушным гимнастом. Жили мы тогда в Пятигорске, своего цирка в городке не было, и меня так покорил приезжий цирк! Отсюда и желание. Потом неистово хотел быть актером оперетты. В первом или втором классе пошел заниматься в балетную студию при театре. Параллельно с этим делал массу вещей - бегал на бальные танцы, на народные, участвовал в постановках самодеятельного драмкружка, учился в музшколе, в статусе юнкора писал разнообразные заметки в газеты. Как успевал? Не знаю. На домашние задания отводил раннее утро, вставал в шесть утра и давай перед уроками задачки решать и упражнения всякие выполнять. Иначе ничего не получалось, времени катастрофически не хватало. -Как оказались в Саратове? -К восьмому классу знал точно - буду драматическим актером. Человек я по натуре стеснительный (на улице подойти к кому-нибудь и спросить, как куда пройти, узнать, который час, не мог никак, старался сам выкручиваться) и абсолютно провинциальный. Поэтому, когда встал вопрос - куда поступать после школы, постарался выбрать театральное училище как можно дальше от Москвы. Нашел иркутское. Поехали мы туда с мамой на поезде, добирались с неделю. После такого вояжа у меня то ли от испуга, то ли от резкой смены климата стала постоянно идти носом кровь. Мама испугалась: "Все, обратно! Денег не жалеем, летим на самолете". В следующий раз театральное выбрали поближе, остановились на Саратове. В 1981 году поступил на курс Юрия Киселева. Затем был Воронежский институт искусств. Бросил - считал, нельзя быть актером, не узнав о жизни, нигде не побывав. Поработал, отслужил в армии. К тому времени слоновское училище плавно превратилось в театральный факультет консерватории, куда в 1987-м и подал документы. К себе на курс меня взяла Римма Белякова - и понеслось. -Как уживаются вместе семья и танец? -На дочь катастрофически не хватает времени. Девочке уже 12 лет, а я не могу всерьез заняться ее хореографическим воспитанием. Придумываю разные способы, чтобы приходила ко мне в театр на занятия. К большому сожалению, ей нравиться театр. Рассчитывал, что если мама - юрист, девочка углубиться в гуманитарные науки, с головой окунется в точные науки, а ей подавай сцену. Даже страшно. Семен Волков "Неделя области", 4 февраля 2004 г. N 5 (70)