tl_files/nauchnaja dejatelnost/uchebnye posobija/Zykov Plastika i tanec v dramaticheskom iskusstve.jpgАлексей Зыков
Пластика и танец в драматическом искусстве (лекции по истории театра)


Автор учебного пособия много лет преподаёт ряд специальных и общих дисциплин в театральном институте Саратовской государственной консерватории, тема пластики и танца занимает значительное место в его практиках и научных исследованиях.

Данное пособие стало одним из результатов педагогической работы автора. Оно включает в себя авторские лекции и материалы первоисточников по истории развития пластических и танцевальных начал в драматическом театре от древности до конца нового времени.

Лекции предназначены педагогам и студентам театральных институтов, театральных и хореографических факультетов вузов культуры и искусства, профильным учебным заведениям среднего звена. Пособие рекомендуется для использования в лекционных и семинарских занятиях по курсам "История искусств", "История театра", "Пластика и танец в драматическом театре".

Содержание:

Раздел 1. Лекционный материал
Лекция первая (вводная). Танцевально-пластическая составляющая драматического театра как художественное явление
  • Драматический театр и его поиски новых форм: "проза и "поэзия"
  • Трудности в изучении истории пластики и танца
  • "Три кита" и отсылки к К.С. Станиславскому
  • Кратко об этапах истории изучении пластики и танца
  • Основные проблемы курса
Восточный и европейский театры

Лекция вторая. Особенности танцевально-пластического начала в восточном и античном театрах
  • Литературные сюжеты восточного театра и средства их воплощения
  • Индийские мудры
  • Принцип оппозиции
  • Особенности восточного театра
  • Средства выразительности актёра древнегреческого театра
  • Организатор театрального представления
  • Особенности древнегреческого театра
  • Средства пластической выразительности древнеримского актёра
  • Пантомима
  • Упадок древнеримского театра
Лекция третья. Пластика и танец в новоевропейском театре
  • Пластика и танец в театре Средневековья
  • Итальянская народная комедия масок
  • Английский театр
  • Испанский и французский театры
  • Танцевально-пластическая лексика театра
  • Стремление к "естественности" на сцене в эпоху Просвещения
  • Рождение балета
  • Взаимопритяжение балета и драматического искусства
  • Восточный и европейский театр: общее и особенное
Российский театр

Лекция четвёртая. Пластическая составляющая культура актёра драматического театра в России второй половины XVIII - середины XX веков
  • Первые шаги
  • Танец в обучении актёра
  • Место пластики и танца на драматической сцене
  • Проблемы профессионального образования актёра
  • Идеи А.Н. Островского о театре и воспитании актёра
  • Театральные взгляды С.М. Волконского
  • Пластическое обучение в системе К.С. Станиславского
Лекция пятая. Пластика и танец в российском театре ХХ в. через призму режиссёрской профессии
  • Профессия "режиссёр"
  • Театр эпохи соцреализма
  • "Возвращение" пластики и танца на драматическую сцену
  • О российском театре: некоторые обобщения
Лекция шестая (заключительная). Постановщик пластики и танца в современном российском драматическом театре
  • "Сочинитель" пластики и танца для театра
  • Пластическое воспитание режиссёра
  • Элемент драматического действия
  • Проблемы "приглашённых специалистов"
  • Взаимодействие режиссёра и постановщика пластики и танца
  • Хореограф в современном театре
  • Театральный "билингвизм" постановщиков пластики и танца
  • Сцены боя в драматическом в драматическом театре как "поле" театральных "билингвистов"
  • Профессия "режиссёр-хореограф"
  • Перспективы развития новой профессии
Раздел второй. Контрольные вопросы для студентов
  • Лекция первая
  • Лекция вторая
  • Лекция третья
  • Лекция четвёртая
  • Лекция пятая
  • Лекция шестая
Список рекомендуемых источников и литературы

Выходные данные:
Зыков А.И.
Пластика и танец в драматическом искусстве (лекции по истории театра): учебное пособие. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. - 72с.