Алексей Зыков Пластика и танец в драматическом искусстве (лекции по истории театра)
Автор учебного пособия много лет преподаёт ряд специальных и общих дисциплин в театральном институте Саратовской государственной консерватории, тема пластики и танца занимает значительное место в его практиках и научных исследованиях.
Данное пособие стало одним из результатов педагогической работы автора. Оно включает в себя авторские лекции и материалы первоисточников по истории развития пластических и танцевальных начал в драматическом театре от древности до конца нового времени.
Лекции предназначены педагогам и студентам театральных институтов, театральных и хореографических факультетов вузов культуры и искусства, профильным учебным заведениям среднего звена. Пособие рекомендуется для использования в лекционных и семинарских занятиях по курсам "История искусств", "История театра", "Пластика и танец в драматическом театре".
Содержание:
Раздел 1. Лекционный материал Лекция первая (вводная). Танцевально-пластическая составляющая драматического театра как художественное явление
- Драматический театр и его поиски новых форм: "проза и "поэзия"
- Трудности в изучении истории пластики и танца
- "Три кита" и отсылки к К.С. Станиславскому
- Кратко об этапах истории изучении пластики и танца
- Основные проблемы курса
Восточный и европейский театры
Лекция вторая. Особенности танцевально-пластического начала в восточном и античном театрах
- Литературные сюжеты восточного театра и средства их воплощения
- Индийские мудры
- Принцип оппозиции
- Особенности восточного театра
- Средства выразительности актёра древнегреческого театра
- Организатор театрального представления
- Особенности древнегреческого театра
- Средства пластической выразительности древнеримского актёра
- Пантомима
- Упадок древнеримского театра
Лекция третья. Пластика и танец в новоевропейском театре
- Пластика и танец в театре Средневековья
- Итальянская народная комедия масок
- Английский театр
- Испанский и французский театры
- Танцевально-пластическая лексика театра
- Стремление к "естественности" на сцене в эпоху Просвещения
- Рождение балета
- Взаимопритяжение балета и драматического искусства
- Восточный и европейский театр: общее и особенное
Российский театр
Лекция четвёртая. Пластическая составляющая культура актёра драматического театра в России второй половины XVIII - середины XX веков
- Первые шаги
- Танец в обучении актёра
- Место пластики и танца на драматической сцене
- Проблемы профессионального образования актёра
- Идеи А.Н. Островского о театре и воспитании актёра
- Театральные взгляды С.М. Волконского
- Пластическое обучение в системе К.С. Станиславского
Лекция пятая. Пластика и танец в российском театре ХХ в. через призму режиссёрской профессии
- Профессия "режиссёр"
- Театр эпохи соцреализма
- "Возвращение" пластики и танца на драматическую сцену
- О российском театре: некоторые обобщения
Лекция шестая (заключительная). Постановщик пластики и танца в современном российском драматическом театре
- "Сочинитель" пластики и танца для театра
- Пластическое воспитание режиссёра
- Элемент драматического действия
- Проблемы "приглашённых специалистов"
- Взаимодействие режиссёра и постановщика пластики и танца
- Хореограф в современном театре
- Театральный "билингвизм" постановщиков пластики и танца
- Сцены боя в драматическом в драматическом театре как "поле" театральных "билингвистов"
- Профессия "режиссёр-хореограф"
- Перспективы развития новой профессии
Раздел второй. Контрольные вопросы для студентов
- Лекция первая
- Лекция вторая
- Лекция третья
- Лекция четвёртая
- Лекция пятая
- Лекция шестая
Список рекомендуемых источников и литературы
Выходные данные: Зыков А.И. Пластика и танец в драматическом искусстве (лекции по истории театра): учебное пособие. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. - 72с.
|