ЗОРИН Артём Николаевич
tl_files/personalij/Zorin/Zorin.jpgПрофессор кафедры мастерства актёра

Доктор филологических наук (2010)
Профессор Саратовского государственного университета им. Чернышевского

Преподаёт историю литературы
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
tl_files/personalij/Zorin/kruglyj stol.jpgРодился 16 июля 1976 года в Саратове.

В 1998 году окончил отделение русского языка и литературы филологического факультета СГУ им. Чернышевского, в 2001 году – аспирантуру филологического факультета. После окончания учёбы, с 1998 года начал работать на кафедре общего литературоведения и журналистики СГУ. Параллельно с работой в университете сотрудничал с печатными СМИ, телеканалами «ТНТ-Саратов», ВГТРК «Саратов» и «Россия».

А.Н. Зорин - автор документальных фильмов «Дорога к Сталинграду» и «Спасатель», снятых по заказу Федерального агентства по культуре и кинематографии на Нижне-Волжской студии кинохроники. В 2005 году получил приз за лучшую авторскую работу на IV Международном телевизионном фестивале «Вечный огонь» (Волгоград) за фильм «Дорога к Сталинграду».

В 2006–2012 гг. работал
заведующим музеем Московского театра п/р О. Табакова.

Преподаёт в СаТИ на 
кафедре мастерства актера с 2012 года. Ведёт занятия по дисциплине "История отечественной литературы". В 2012 году организовал в рамках Фестиваля Саратовской театральной школы им. В.А. Ермаковой Круглый стол "Слово в тексте - Слово на сцене" с участием педагогов СаТИ, Саратовской консерватории и журналистов.
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 2001 году защитил кандидатскую диссертацию "Семантика пауз в драматургических текстах Н.В. Гоголя". В 2010 году защитил докторскую диссертацию на тему "Поэтика ремарки в русской драматургии XVIII – XIX веков".

Автор двух монографий и более 40 научных и научно-методических работ по истории русской литературы и журналистике. В сфере научных интересов:
  • Теория драмы
  • История русской драматургии
  • Поэтика Н.В. Гоголя
  • Культурология журналистики
  • Теледокументалистика; история кино и театра
ИЗДАННЫЕ ТРУДЫ
Диссертация

Поэтика ремарки в русской драматургии XVIII-XIX веков.
Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Скачать автореферат


Монографии
  1. Пауза и молчание: (Комплексное исследование драматургического приема на материале пьес Н.В. Гоголя). Саратов, 2007
  2. Поэтика ремарки в русской драматургии XVIII-XIX вв. Саратов, 2008
Учебные пособия
  1. Паратекст драматургического произведения: Заголовочно-финальный комплекс, ремарки, комментарии. Учебное пособие по спецкурсу для студентов 5 курса, обучающихся по специальности "Журналистика". Саратов, Научная книга, 2012, 56с.
Статьи
  1. Пауза в ритмическом строе комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» // Литературные мелочи прошлого тысячелетия: К 80-летию Г.В. Краснова: Сб. науч. ст. Коломна, Изд-во Коломенского гос. пед. ун-та, 2001, С. 94-100
  2. Мистериальность "Женитьбы" (О жанровом синтетизме гоголевской комедии) // Автор. текст. Аудитория. Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов, Изд-во сарат. ун-та, 2002. С.14-18
  3. Драматургия паузы: от временного к сечному // Проблемы литературного диалога. Сб. науч. тр. Саратов, Изд-во Латанова В.П., 2002. С.48-55
  4. «Выбор невесты» накануне «Женитьбы»: гофмановская поэтика и комедия Н.В. Гоголя // Н.В. Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения: Сб. докл. М., Книжный дом "Университет", 2004, С.108-117
  5. "Охота на Золушку". К проблеме интертекстуальности лермонтовского "Маскарада" // Лермонтовский выпуск №7. Материалы Междунар. науч. конф. "Изучение творчества М.Ю. Лермонтова на современном этапе". Пенза, 2004, С.229-236
  6. Кто держит паузу в сценах взяток в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" // Гоголь и русская литературная культура. Сб. науч. трудов, Вып.2. Саратов, Изд-во Сарат. педагогич. ин-та, 2005, С.72-78
  7. "Цветущий посох" - архисюжет в контексте интерпретаций ХХ века ("Тангейзер" Р. Вагнера) // Язык - Общество - Культура - Менталитет. Сб. науч. тр. Саратов, Научная книга, 2005, С.200-203
  8. Почему Щепкин не хотел играть "Развязку" Ревизора Гоголя. Ещё раз о значимости некоторых пауз и ремарок в тексте пьесы // Гоголь и русская литературная культура. Сб. науч. тр. Вып. 2. Саратов, Изд-во Сарат. педагогич. ин-та, 2005. С.82-86
  9. Ремарки в пьесе братьев Пресняковых "Воскресение. Супер" как форма диалога с романом "Воскресение" и драмтургической поэтикой Л.Н. Толстого // Литература в диалоге культур - 5. Материалы Междунар. науч. конф. Ростов-на-Дону, НМЦ "Логос", 2007, С.88-90
  10. Маленькая самоцель и большая жизнь. О новых материалах к творческой биографии А.П. Скафтымова // Филологические этюды. Вып.10, Саратов, Изд-во сарат. ун-та, 2007, С.3-10
  11. Судьба ремарки: "Ревизор" Н.В. Гоголя в перспективе сценических интерпретаций ХХ века // Н.В. Гоголь и современное культурное пространство. Материалы Шестых Международных гоголевских чтений. М., Книж. дом "Университет", 2007, С.147-156
  12. Пре- и постпозитивная ремарка в драматургических версиях классических текстов ("Похождение, составленное по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" М. Карбаускиса и "Воскресение. Супер" братьев Пресняковых) // Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: художественный опыт ХХ - начала ХХШ веков. Саратов, ИЦ "Наука", 2008, С.346-351
  13. Ремарка русской классицистической трагедии: скрытый аффект и переосмыслённая традиция (трагедии М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова) // Филологические этюды: Сб. науч. ст. Вып.11, Ч.1-2, Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 2008, С.156-161
  14. Мальчика щвали Иль: "Моцарт и Сальеры" А.С. Пушкина в версии театра АТХ: гиперремарка в постмодернистской интерпретации классики // Литературно-художественный ансангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность. Сб. ст. участников Междунар. науч. конф. Саратов, Изд. центр "Наука", 2008, С. 354-364
  15.  Ремарка русской драмы XVII-XVIII вв.: границы приема, культурный контекст // Вестник Московского гос. обл. ун-та. Сер. «Русская филология». 2008. № 3
  16. «Сюжеты в форме диалога»: Жанровая ремарка пьес Тургенева. Интерпретационный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. «Социология. Политология». 2009. Т. 9. Вып. 2
  17. «Потерянный браслет»: перспективы предметного мотива в классической драматургии («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Золушка» Дж. Россини и «Цимбелин» В. Шекспира) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Сер. «Филология и искусствоведение». 2009. Том 2. – № 2 (2)
  18. А.Н. Островский: Разрушение мизансцены. (К проблеме авторской ремарки в драматических произведениях) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. «Социология. Политология». 2009. Т. 9. Вып.3
  19. Свадебная травестия: реальное сватовство и "невероятные события" "женитьбы" Н.В. Гоголя // Хлестаковский сборник. Материалы Междунар. науч. конф. Первые Хлестаковские чтения. Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 2009, С.68-75
  20. "Дочь фараона" среди "теней": ремарка в сатирической драматургии М.Е. Салтыкова-щедрика // Очерки русской литературной культуры. Сб. науч. тр. Саратов, Изд-во Пед. ин-та Сарат. гос. ун-та, 2009, С.59-67
  21. Афишная ремарка пьес И.С. Тургенева. К проблеме автоцитации // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых учёных в 3 ч., вып. 12, ч. 1-2. Саратов, Изд. центр "Наука", 2009, С.231-238
  22. "Я ничего шедевриального не заметил". К проблеме зрительского высказывания как интерпретационной ремарки // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. "Социология. Политология". Саратов, 2009. Т.9, Вып.3. С.73-80
  23. "Держась за голову, прыгает от радости". О некоторых аспектакх формальной конструкции пьес А.Н. Островского "Бальзаминовского цикла" // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. "Филология и искусствоведения". Майкоп, 2009, Вып.3. С.17-21
  24. "Тень звука". К вопросу о генезисе драматургической ремарки "пауза" в литературной и культурно-исторической перспективе // Театр. Живопись. Кино. Музыка. М., 2009, Вып.2. С.22-30
  25. "На что ж привешены нам руки...". Власть ремарок и ремарки власти в пьесе А.Н. Островского "Дорходное место" // Институты власти в языке, литературе и журналистике России. Сб. науч. ст. Саратов, Изд. центр "Наука", 2009, С.66-73
  26. Основы творческой деятельности журналиста. Тележурналистика // Журналистика в Саратовском университете: Учебное пособие для студентов 1-5 курсов, обучающихся по специальности "Журналистика". 2-е изд., перераб. и доп. Саратов, Изд-во Саратовского ун-та, 2010. С. 31-41.
  27. Ремарка в драматургии И.С. Тургенева. Особенности характеросложения и прозаизации // Вестник Московского гос. обл. ун-та. Сер. «Русская филология». 2010. № 1
  28. К проблеме генезиса драматургической ремарки (пьесы А.И. Слаповского в контексте автокомментария) // Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: художественный опыт ХХ – начала XXI веков: Сб. науч. трудов. Вып. 3. Саратов, 2010
  29. Минимализм ремарки в «Игроках» Гоголя // Н.В. Гоголь и русская литература: Материалы Девятых Международных гоголевских чтений, посвященных двухсотлетию писателя. М., 2010
  30. Роберт-Дьявол и Хлестаков: Музыкально-драматические параллели в «Ревизора» Гоголя // Гоголь и его творческое наследие: Материалы Десятых Международных гоголевских чтений. М., 2011
  31. Особенности повествовательной стратегии пьесы Н.А. Некрасова «Осенняя скука» в контексте драматургической традиции // Драма и театр: Сб. науч.тр. Вып. 10. Тверь, 2012
  32. "Осенняя скука" Н.А. Некрасова: повествовательная стратегия и специфика жанра // Драма и театр. Вып. 8. Сборник научных тредов по материалам Международной научной конференции. Тверь, Изд-во ТГУ, 2012, С.47-56
  33. К проблеме генезиса изобразительных элементов в текстах ранней русской драматургии // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. М., Литературный ин-т М. Горького, 2013, С.45-50
  34. "Зелёный кафтан с зелёным воротником" (Хлестаков и чиновничество николаевской эпохи) // Творчество Гоголя и русская общественная мысль: Тринадцатые Гоголевские чтения: Сб. науч. ст. Новосибирск, Новосиб. изд. дом, 2013, С. 135-143
  35. Драма и лубок. Первые издания русской драматургии рубежа XVII-XVIII вв. в контексте издательской культуры эпохи // Михаил Муравьев и его время. Сб. ст. и материалов Четвёртой Всероссийской научно-практической конференции "Михаил Муравьев и его время. Посвящение Союзу трёх Поэтов: Гаврилы Державина, Николая Львова и Михаила Муравьева...". Казань, 2013
  36. Сценические интерпретации комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Диалог с Мейерхольдом на рубеже XX-XXI веков // Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика. Сб. ст. по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2014
  37. От социальной сатиры к гротеску: пьесы А.Н. Остовского на сцене "Табакерки" // А.Н. Островский - "рыцарь театра". Актуальность творческого наследия А.Н. Островского на рубеже ХХ-ХХI веков. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 3-4 апреля 2013 года. М., ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2014
  38. Молчание как акт высказывания // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия. Сб. матер. Междунар. науч. конф. М., Edinburg, Нобель-Пресс, Lennex Corp, 2014, С.258-266
  39. "Не про говоренное": Любовное признание в русской драматургии XIX века и ситуация коммуникативной неудачи // Наследие А.П. Скафтымова и поэтика чеховской драматургии. Материалы Первых Международных Скафтымовских чтений. Колл. монография. М., ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2014, С.95-101
  40. Возвращение Хлестакова Г.В. Клебе и традиция оперной интерпретации драматургии Н.В. Гоголя // Культура и искусство Германии. Сб. науч. ст. Тамбов, 2017. С.133-140
  41. Журналист» между двух миров. Фильм Сергея Герасимова и новый журнал профессионального сообщества конца 1960-х // Медиакультурное пространство России, Европы и Северной Америки как пространство риска: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию гуманитарного образования в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского. Саратов: ООО Издат. центр «Наука», 2017. С.238-246
Рецензии
  1. Rakitina, E.; Zorin, A. Absolute Shakespeare : [Рец. на: Соколянский М.Г. Перечитывая Шекспира. М., 2002] // Multicultural Shakespeare: Translation, Appropriation and Performance. Lodz: Lodz University Press, 2006. Vol. 3(18)
ССЫЛКИ
последнее обновление информации - 30.09.2015