дипломный спектакль мастерской Александра Галко
Саратовский ТЮЗ им. Киселёва, Малая сцена
«Чайка» стала судьбоносной пьесой не только для Антона Павловича Чехова,
как для драматурга, но и для всей истории русского театра. Первое
сценическое воплощение «Чайки» в 1896 году на сцене петербургского
Александринского театра обернулось небывалым по тем временам провалом.
Легендарная актриса Вера Комиссаржевская в роли Нины Заречной освистана,
Чехов сбегает из театра, не дожидаясь финала, на утро все газеты и
критики единодушно громят пьесу. Чехов, уже в процессе работы над
«Чайкой», сомневался в своём таланте драматурга, а после провала
постановки он и вовсе зарекается когда-либо писать пьесы. Но спустя два
года на сцене Московского художественного театра, основанного К.С.
Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, «Чайка», наконец, находит
своего режиссёра и свою труппу, а А.П. Чехов - заслуженную славу
величайшего реформатора русской драматургии. После успеха мхатовской
постановки, он пишет свои знаменитые пьесы «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня» и
«Три сестры».
По замыслу режиссёра, выпуская «Чайку», студенты не только приобретут
опыт существования в сложном мире чеховской драматургии с его
«подводными» течениями и неоднозначными персонажами, но и смогут через
конфликт двух театральных поколений проанализировать свои собственные
ожидания от профессии. Театральные подмостки и сцена - ещё один
полноправный персонаж в пьесе А.П. Чехова, искавшего и формулировавшего в
этой работе своё отношение к театру и драматургии. Природа таланта и
загадка вдохновения, вопрос о «новых формах» в искусстве в их
противоборстве с академизмом консервативной школы - это те вопросы,
которые не оставят равнодушными не только делающих свои первые шаги в
профессии молодых артистов, но и зрителей.
|