Второй внутривузовский конкурс кинорецензий
весна 2020
Жюри конкурса
Бурина Л.В., председатель саратовского регионального отделения Союза кинематографистов России - председатель жюри

Афанасьев Д.О., координатор телекинофестиваля документальной мелодрамы "Саратовские страдания"

Огурцова В.С., агент по продвижению фильмов на фестивали Агенства "Фестагент" (Москва)
Результаты конкурса
tl_files/Tvorcheskie proekty/Tvorcheskie konkursy/Chteckij regionalnyj konkurs/2013/kubok.pngПервое место
Ангелина Куц
, II курс, специальность "Академическое пение"

tl_files/Tvorcheskie proekty/Tvorcheskie konkursy/Chteckij regionalnyj konkurs/2013/kubok.pngВторое место

tl_files/personalij/Jalovega Darja Filippovna/Jalovega1.jpgДарья Яловега, II курс, мастерская Григория Аредакова
tl_files/personalij/Tusjuk Stepan Jurevich/Tusjuk2.jpgСтепан Тусюк, IV курс, мастерская Игоря Баголея

tl_files/Tvorcheskie proekty/Tvorcheskie konkursy/Chteckij regionalnyj konkurs/2013/kubok.pngТретье место

tl_files/personalij/Makarov Roman Arkadevich/Makarov2.jpgРоман Макаров, IV курс, мастерская Игоря Баголея
tl_files/personalij/Rjabinina Elizaveta Alekseevna/Rjabinina2.jpgЕлизавета Рябинина, IV курс, мастерская Игоря Баголея
Рецензия победителя
Ангелина Куц Рецензия на фильм "Джокер"

«ДЖОКЕР»: КОРРЕЛЯЦИЯ ГЛАВНОГОГЕРОЯ И МУЗЫКИ
Кино и музыка с момента появления тандема идут рука об руку. Ещё во времена расцвета немого кино в кинотеатрах присутствовал специальный музыкант - тапёр, который импровизировал на несложные темы, «подгонявшиеся» по характеру к происходившему на экране. С появлением звукового кино необходимость в тапёрах исчезает, но музыка продолжает сопутствовать кинематографу в его развитии. Композиторы начинают писать музыкальные композиции не только для театра, но и для фильмов.

В большинстве случаев музыкальная составляющая в кинокартинах служит усилению показываемых на экране эмоций или используется для заполнения звукового пространства помимо обыденных звуков, источники которых присутствуют в самом фильме. Композитор создает композиции,  относящиеся или к персонажам, или к месту действия, или к определённой сцене. В некоторых случаях наблюдается формальный характер музыкального сопровождения, служащего для поддержания разворачивающейся на экране истории и не имеющего самостоятельной разработки и развития. Но такое происходит не всегда. В истории кинематографа присутствуют случаи, когда музыка - это не только сопровождение действия на экране, но и один из рассказчиков самой истории. Как пример можно привести музыку к фильмам таких композиторов как Микаэл Таривердиев («Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы») и Говард Шор (трилогия «Властелин колец»). Первый шёл по пути рассказа истории и передачи эмоций персонажей тогда, когда герои молчат или не могут говорить. Это можно заметить в сцене из третьей серии «Семнадцати мгновений весны», где происходит встреча Исаева (Штирлица) и его жены в кабачке. Встреча безмолвная, герои сидят за разными столиками, им нельзя выдать друг друга. И в этом моменте «говорят» только глаза героев и музыка, которая начинает звучать - тема «Песни о далёкой родине». И этого вполне хватает для понимания всей драматичности, но при этом и трогательности ситуации. Говард Шор работал немного в другой плоскости - в композициях к трилогии Дж. Р. Р.Толкина он использовал систему лейтмотивов (появившуюся в оперном жанре благодаря Рихарду Вагнеру), создав несколько лейттем (тема кольца, тема братства, тема эльфов Лотлориена, тема Шира и др.), которые варьируются, разрабатываются, влияя и даже подавляя друг друга. Самым показательным здесь будет тема братства, появляющаяся ещё задолго до образования самого братства, и раньше всех других реагирующая на изменения в группе, которые приведут к её распаду.

Оба примера работы с музыкой в кино, приведённые выше, в какой-то степени синтезируются в случае, который будет разбираться в данной статье. Осуществится попытка рассмотреть работу исландского композитора Хильдур Гуднадоттир, проделанную для только что вышедшего в массовый прокат фильма Тодда Филлипса «Джокер».

Картина «Джокер» повествует о том, как психически больной человек, которого учили нести добро и смех в мир, сталкивается с жестокостью этого самого мира и, после череды трагических событий, становится противоположностью своим разбившимся идеалам. Происходит разрушение личности и высвобождение внутренних демонов.

Весь путь трансформации Артура в Джокера показан настолько плавно и последовательно, что зритель может в мельчайших деталях увидеть изменения персонажа. Не пытаться понять, какие события повлияли на него, а в прямом смысле увидеть. Режиссёр не гонит повествование ради вхождения в хронометраж - он даёт на каждый этап метаморфозы столько времени, сколько надо, иногда почти останавливая сюжет, дабы показать важнейший момент (сцена танца в туалете). Данную режиссёром возможность Хоакин Феникс, исполнитель главной роли, использует в полном объёме. Через движения, мимику, жесты, взгляд и, конечно же, смех актёр раскрывает образ, высвобождая целый мир на экране. Мир больной и изменчивый, который и отражает и отзеркаливает окружающую его среду. И как бы Артур не пытался подстроится под большой мир, стать «угодным», дабы тот его принял, он делает это настолько неорганично, что хочется заставить его это прекратить и наконец-то вести себя в соответствии со своими ощущениями. Не слышать неестественный, почти механический, гортанный смех, который вырывается изо рта, а на лице тем временем находится маска непередаваемой боли. Не видеть неестественные движения, гротескно сгорбленную фигуру и ломанные линии. И Артур это делает. Медленно, поочередно, он приходит в гармонию с самим собой (если это так можно назвать), но его гармония порождает хаос и безумие вокруг. Ибо имя этой гармонии - Джокер. 

Актёр прекрасно справляется с поставленной задачей, это его перфоманс, его фильм, но внимательный зритель может заметить, как в этой картине изменяется не только сам Артур, но и другой «участник» истории. Собственно, эта сама музыка в картине, которая и была написана Хильдур Гуднадоттир.

Для фильма «Джокер» композитор создала семнадцать композиций, которые обладают чертами цикла, самая основная из которых - развитие темы, появляющаяся ещё в первых произведениях, с её последующим развитием через все семнадцать сочинений, приходя к финалу фильма и «музыкального цикла» в новом виде. Это то, что объединяет персонажа Хоакина с музыкой фильма. Даже нечто больше: режиссёр ТоддФиллипс заявил, что Артур - один из тех людей, в котором есть музыка. Но обо всём по порядку. Первое, что делает Гуднадоттир - даёт главному герою лейттему и лейттембр. Но при этом не Артуру, а именно Джокеру. Лейттема Джокера гипнотизирующая, но при этом напряжённая. Она исполняется солирующей виолончелью в окружении струнной группы. В первых композициях, таких как «Defeatedclown» («Побеждённый клоун») и «Hoyt'soffice» («В кабинете Хойта») самой лейттемы ещё нет, но в мелодии виолончели начинает зарождаться нечто новое - будущие намёки на тему. Ещё не произошло столько событий, чтобы нача ла проявляться личность Джокера. При этом общий настрой музыки напряжённый - нервное тремоло скрипок с отбиванием ритма у ударной группы уже создаёт впечатление дискомфорта. Мелодии по хронометражу короткие, они в основном имеют характер нарастания, без должного разрешения. Вкупе с пониманием, что персонаж Артура психически не здоров, зритель уже начинает морально готовится к будущим трагическим событиям.

Первое частичное появление лейттемы происходит в композиции «Subway» («Метро») - она звучит в группе медно-духовых, но потом сходит на нет диссонирующими пассажами. Возникновение темы происходит в эпизоде, который является событийно-важным. Здесь главный герой совершает действие, рождающее целую волну последствий как в самом городе и обществе в целом, так и в персонаже в частности. После начинается развитие музыкальной мысли у струнной группы - исчезает на время постоянное тремоло, но оно прерывается композицией «Escapefromthetrain» («Побег из поезда»). Самаостановка действия происходит недолго, и уже в следующей «Bathroomdance» («Танец в уборной»), прерванная мысль возвращается обратно и продолжает развиваться.

Композиция звучит в переломном моменте всей картины. Артур, совершив важное событие в своей жизни, которое приблизило его к Джокеру, убегает с места происшествия и прячется в туалете. Там, переводя дух, он начинает танцевать под мелодию солирующей виолончели. Источник звука отсутствует в кадре, но герой чётко слышит мелодию, и в соответствующем ей ритме и темпе танцует. Данная особенность использования звука сближает музыку и героя в новом аспекте. На этом моменте стоит немного остановиться.

В одном из обзоров на фильм «Джокер» автор видео-эссе рассказывает о видах использования звука: диегетический, недиегетический, методиегетический и другие. Диегетический звук - тот, чей источник принадлежит миру фильма, недиегетический - напротив - направлен только на зрителя, при этом отсутствуя в пространстве картины (закадровый голос). А методиегетический - это тот звук, чей источник не находится в кадре, но при этом персонаж его слышит. В основном такой вид звука используют для показания пограничных состояний: сна, галлюцинаций, состояния изменённого сознания. По мнению автора видео-эссе, такой приём используется как раз в сцене танца в парковом туалете.

Именно в данном моменте зритель может увидеть и услышать музыку, которая есть в главном герое. Впервые, движения героя органичные, естественные, их даже позволено назвать красивыми. Мелодия, под которую совершаются действия, наполняется консонансами, звучит женский хор, лейттема исполняется теперь виолончелью (лейттембром Джокера). Появляются зачатки гармонии данного персонажа. Появляется Джокер. Этот танец - его рождение, где в конце действия он встаёт в позу, с распахнутыми в сторону руками, как будто он стоит перед большой аудиторией (в будущем).

После этой сцены лейттема Джокера затаивается на две композиции «Abadcomedian», («Плохой комедиант») и «Learninghowtoactnormal» («Учимся казаться нормальным»). Это происходит потому, что по действию Артур находится в более-менее стабильном психическом состоянии. У него получилось выступить в баре со своим стендапом (юмористическим номером), он прекрасно общается со своей соседкой Софи и жизнь приобретает немного светлых красок. Но до определённого момента. Когда герой узнает от своей матери о вероятности быть сыном одного из самых богатых людей города, его психическое состояние дестабилизируется. И это заметно по композиции «MeetingBruceWayne» («Встреча с Брюсом Уэйном»). Артур пересекается с сыном своего предполагаемого отца, а также с его дворецким. И вовремя этой встречи надежды на родство начинают таить, что подтвердится позже (желание матери Артура выдать сына за незаконнорождённого от своего работодателя Томаса Уэйна - плод её больного воображения, поражённого шизофренией). Находясь на краю пропасти в собственном сознании, Артур снова начинает уступать место Джокеру - это слышно по появлению и развитию лейттемы в этой композиции. Струнная группа полностью переходит от тремоло к ансамблю с виолончелью, больше появляются консонирующих моментов, а диссонанс сходит на нет. Ударная группа имитирует бой часов, олицетворяя отчёт до того момента, когда произойдёт полное появление Джокера.

Сценаристы не дают отойти от одного потрясения, преподнося следующие и следующие: мать Артура попадает в больницу (напряжение нарастает), связь с Уэйнами не подтверждается, отношения с Софи оказались галлюцинациями самого Артура, его вымыслом, а добытые с трудом ответы на вопросы о своём происхождении только завершают череду событий - композиции «Pennytakentohospital» («Пенни попадает в больницу»), «Hidinginthefridge» («Cпрятаться в холодильнике»), «Lookingforanswers» («Поиск ответов»), «YoungPenny» («Молодая Пенни»), «Pennyinthehospital» («Пенни в больнице») «ArthurcomestoSophie» («Артур идёт к Софи») сменяют друг друга как в калейдоскопе. В них нет лейттемы Джокера, они все разнообразны, но при этом подготавливают к последним двум композициям и показывают очень нестабильное, рушащиеся сознание Артура. Оставшиеся границы стабильности практически завершают свою деконструкцию; личность Флекка уходит на задний план -вперёд выдвигается Джокер. Это видно в сцене, где герой стоит за кулисами, ожидая выхода. Показано, как сгорбленная спина и плечи Артура разгибаются, выравниваются, и, с поднятием занавеса, в своей специфичной, но очень органичной танцевальной манере Джокер выходит на сцену.

Похожее развитие заметно в композициях «Confession» («Признание») и «CallmeJoker» («Зови меня Джокер»). В «Confession» музыка затаивается, нет развития, мелодии -сплошное тремоло подготавливает публику к финальной, развёртываемой и, можно сказать, фанфарной «CallmeJoker». Своеобразное затишье перед бурей. А она грядёт -в выстреле револьвера, произведённого на телешоу, на глазах у всего города, в массовых беспорядках, которые погрузят мегаполис в огонь и кровь, в надвигающейся анархии. И Джокер станет бессметным символом этой анархии.

Завершающая композиция «цикла» вторит и поддерживает происходящее на экране. Сливаясь с криками бунтующих на улице людей и набирая обороты вместе с ними (что слышно в убыстрении темпа у ударной группы, похожего на таймер часовой бомбы) она показывает единение фильма и музыки. Струнные и духовые поют в унисон, соединяясь в консонирующей гармонии преобразовавшейся лейттемы - Джокер стал тем, кем он и являлся. Виолончель, начавшая ход музыки в начале кинокартины, его и завершает, оставляя право последнего слова за собой. Ведь именно Джокер спровоцирует главный вопрос всей картины - а было ли это на самом деле?

Фильм «Джокер» - проработанное до мельчайших деталей полотно. Каждый аспект данной картины позволяет провести над собой глубокий анализ и открыть потаённые в нём смыслы. Можно много говорить про фантастическую игру Хоакина Феникса и про вдумчивую постановку Тодда Филлипса, но нельзя забывать и про работу Хильдур Гуднадоттир, которая создала поистине чуткое музыкальное полотно, замечающее каждое изменение персонажа и приковывающее внимание зрителя к этим метаморфозам. Можно назвать это истинным голосом главного героя, с помощью которого он может сказать намного больше и дополнить смыслом собственные слова. Он - один из тех, в ком есть музыка.

Список литературы и источников
Книги
Цукер, А. И. Микаэл Таривердиев. М.: Советский композитор. 1985. 163;  
Электронные ресурсы
Деникин А. А. Модель диегетического анализа звука в экранных медиа // ЭНЖ «Медиамузыка». № 2 (2013); .
«Джокер» (Фильм, 2019) URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Джокер_(фильм,_2019);
Черный кабинет: Джокер - смысл жуткого танца [Анализ и обзор сцены из фильма] URL: https://youtu.be/T5GWE2elFbA;
Nerdwriter1: Lord of the rings: how music elevate story URL: https://youtu.be/e7BkmF8CJpQ.