Высшие Государственные Мастерские Театрального Искусства

Первый ректор Народный артист РСФСР А.М.Ромм
История Саратовской театральной школы берёт свои истоки в театральных студиях, которые появились в Саратове в начале ХХ века. В феврале 1920 года была организована инициативная группа, которая занялась подготовкой к открытию первого высшего учебного заведения в Саратове, где будут обучаться будущие профессиональные актёры. В марте готовящееся открытие было утверждено в Москве, а в апреле сформирован Художественный Совет.

Ректором был назначен актёр, кинорежиссёр, дважды лауреат Сталинской премии, Народный артист РСФСР Абрам Матвеевич Ромм (впрочем, все эти звания А.М. Ромм получил гораздо позже).

В мае было найдено помещение (бывший магазин «Пассаж» на углу улиц Московской и Никольской, ныне Радищева), которое включало в себя 8 аудиторий, 2 фойе, большой и малый зал, гимнастический зал, кабинеты библиотеки, канцелярии, администрации и Совета. Однако здание находилось в ужасающем состоянии и требовало капитального ремонта.


Тем не менее, в сентябре 1920 года осуществился первый набор в Высшие Государственные Мастерские Театрального Искусства (ВГМТИ). Было подано 824 заявления, принято 103 человека. В январе 1921 года был проведён дополнительный набор из числа наиболее талантливых учеников театральных студий.

tl_files/saratovskaja teatralnaja shkola/Udostoverenie VGMTI.jpgУже в октябре следующего года поставлен первый дипломный спектакль. Одноактный фарс Ж.-Б. Мольера «Ревность Барбулье» был посвящён первой годовщине ВГМТИ. В областной газете была опубликована статья И. Флерковского:

На днях праздновали свою годовщину Высшие Театральные Мастерские. Это была преоригинальнейшая годовщина. Её первая дата относится к тому моменту, как организаторы школы подошли к разрушенному, обезображенному внутри зданию. А вот эти нелепые фантазёры и энтузиасты театрального искусства набрали откуда-то сумасбродной пролетарской молодёжи, проэкзаменовали её в грязных руинах здания под вой осеннего ветра и хлёст дождя (ведь стекол то не было в окнах), и принялись за дело. А в результате фантазёры и молодые сумасброды сделали из Агиевых Конюшень - Мастерские Дворец. Там и театральный кабинет-библиотека, там и гимнастический зал, превосходно оборудованные классы, сияющий белизной театральный зал. Куда не обернись, всюду уют, рабочая простота и своеобразное изящество.

В ноябре 1921 года был создан научный кабинет по истории и теории театрального искусства, началась подготовка к постановке новых дипломных спектаклей: «Летающий доктор» Ж.-Б. Мольера и гротеск М. Зенкевича «Король Мор Третий» (по рассказу Э. По «Король Чума»).

В 1922 году - новый приём, в результате которого было принято ещё 75 абитуриентов. Тогда же для ВГМТИ было предоставлено здание Театра им. Ленина на Соборной площади, рядом со сгоревшим театром Очкина и пожарной частью, напротив парка «Липки».

Сохранились сведения о количестве учащихся по состоянию на ноябрь 1922 года:

·        1 курс (показательный техникум) - 70 чел.
·        1 курс (Высшие Мастерские) - 33 чел.
·        2 курс (Высшие Мастерские) - 22 чел.

 В 1922/23 учебном году было открыто два учебных театра: Детский театр ВГМТИ и Показательный театр ВГМТИ.

tl_files/saratovskaja teatralnaja shkola/Teatr Ochkina.JPG