Высшие Государственные Мастерские Театрального
Искусства
История Саратовской театральной школы берёт свои истоки в театральных студиях, которые появились в Саратове в начале ХХ века. В феврале 1920 года была организована инициативная группа, которая занялась подготовкой к открытию первого высшего учебного заведения в Саратове, где будут обучаться будущие профессиональные актёры. В марте готовящееся открытие было утверждено в Москве, а в апреле сформирован Художественный Совет.
Ректором был назначен актёр, кинорежиссёр, дважды лауреат Сталинской премии, Народный артист РСФСР Абрам Матвеевич Ромм (впрочем, все эти звания А.М. Ромм получил гораздо позже).
В мае было найдено помещение (бывший магазин «Пассаж» на углу улиц Московской и Никольской, ныне Радищева), которое включало в себя 8 аудиторий, 2 фойе, большой и малый зал, гимнастический зал, кабинеты библиотеки, канцелярии, администрации и Совета. Однако здание находилось в ужасающем состоянии и требовало капитального ремонта.
Тем не менее, в сентябре 1920 года
осуществился первый набор в Высшие Государственные Мастерские Театрального
Искусства (ВГМТИ). Было подано 824 заявления, принято 103 человека. В январе
1921 года был проведён дополнительный набор из числа наиболее талантливых
учеников театральных студий.
Уже в октябре следующего года поставлен
первый дипломный спектакль. Одноактный фарс Ж.-Б. Мольера «Ревность Барбулье»
был посвящён первой годовщине ВГМТИ. В областной газете была опубликована
статья И. Флерковского:
На днях праздновали свою годовщину
Высшие Театральные Мастерские. Это была преоригинальнейшая годовщина. Её первая
дата относится к тому моменту, как организаторы школы подошли к разрушенному,
обезображенному внутри зданию. А вот эти нелепые фантазёры и энтузиасты
театрального искусства набрали откуда-то сумасбродной пролетарской молодёжи,
проэкзаменовали её в грязных руинах здания под вой осеннего ветра и хлёст дождя
(ведь стекол то не было в окнах), и принялись за дело. А в результате фантазёры
и молодые сумасброды сделали из Агиевых Конюшень - Мастерские Дворец. Там и
театральный кабинет-библиотека, там и гимнастический зал, превосходно
оборудованные классы, сияющий белизной театральный зал. Куда не обернись, всюду
уют, рабочая простота и своеобразное изящество.
В ноябре 1921
года был создан научный кабинет по истории и теории театрального искусства,
началась подготовка к постановке новых дипломных спектаклей: «Летающий доктор»
Ж.-Б. Мольера и гротеск М. Зенкевича «Король Мор Третий» (по рассказу Э. По
«Король Чума»).
В 1922 году -
новый приём, в результате которого было принято ещё 75 абитуриентов. Тогда же для ВГМТИ было
предоставлено здание Театра им. Ленина на Соборной площади, рядом со сгоревшим
театром Очкина и пожарной частью, напротив парка «Липки».
Сохранились сведения о количестве учащихся по состоянию на ноябрь 1922 года:
· 1 курс (показательный техникум) - 70 чел.
· 1 курс (Высшие Мастерские) - 33 чел.
· 2 курс (Высшие Мастерские) - 22 чел.
В 1922/23 учебном году было открыто два
учебных театра: Детский театр ВГМТИ и Показательный театр ВГМТИ.