АЛЕСЕНКОВА Виктория Николаевна
tl_files/personalij/Alesenkova/Alesenkova.jpgДоцент кафедры мастерства актёра
Старший научный сотрудник Центра комплексных художественных исследований


Кандидат искусствоведения (2013)
Заслуженный работник науки и образования Российской Академии Естествознания (2015)

Преподаёт историю театра
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
tl_files/personalij/Alesenkova/konferencija.jpgРодилась в 1972 году.

В 1995 году окончила Орловский государственный институт искусств и культуры (факультет НХТ, специализация: преподаватель основ драматического искусства).

В 2007 году окончила аспирантуру Академии музыки, театра и изобразительных искусств Молдовы (
кафедра театроведения и сценографии, специализация 17.00.01 - Театроведение).

Преподаёт в СаТИ в 2011 года на 
кафедре мастерства актера. Ведёт занятия по дисциплине "История зарубежного театра", "История отечественного театра", "История искусства драматического театра".

Руководит научной работой студентов, является организатором и куратором студенческих научно-практических конференций по театральному искусству.
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 2007 году окончила аспирантуру Академии музыки, театра и изобразительных искусств Молдовы (кафедра театроведения и сценографии, специализация 17.00.01 - Театроведение).

В 2011 году на кафедре гуманитарных дисциплин СГК им. Собинова защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме "Символ как выразительное средство в театральной практике рубежа XX-XXI веков" (специальность 17.00.09 - Теория и история искусства, научный руководитель - доктор искусствоведения А.И. Демченко).

Является автором статей в области театральной символики. В 2011 году выпустила учебное пособие для вузов "Театральный символ в теории искусства", в 2014 - монографию "Символ в театральной практике рубежа XX-XXI веков", а в 2015 - учебное пособие "
Постдраматический театр Х.-Т. Лемана: эстетический дискурс".

Участник ряда международных научных конференций по проблемам театрального искусства (в России, Молдове, Германии, Великобритании). Организатор ежегодной студенческой научно-практической конференции «Театральный процесс: теория и практика современного театра» (на базе СаТИ).

Круг научных интересов: семиотика театра, философия искусства, когнитивное театроведение.

ИЗДАННЫЕ ТРУДЫ

Диссертация

Символ как выразительное средство в театральной практике рубежа XX-XXI веков.
Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения
. Научный руководитель - доктор искусствоведения А.И. Демченко.
Скачать автореферат

Учебные пособия
  1. Театральный символ в теории искусства: учеб.пособ. для вузов. - Саратов, Издат-во СГК, 2011
  2. Символ в театральной практике рубежа XX-XXI веков. - Саратов, Наука, 2014
  3. Постдраматический театр Х.-Т. Лемана: эстетический дискурс: учебное пособие. - Саратов, Наука, 2015
  4. Мифотворчество и перформативность в театральном искусстве (авторский курс лекций): учеб. пособ. для вузов [Текст]:  / В.Н.Алесенкова. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2018. - 70с. 
Статьи
  1. Катарсис как возможное средство познавания мира и духовного возрождения Învăţământul artistic - dimensiuni culturale: материалы научно-дидактической конференции AMTAP. - Кишинёв, 2002. Выпуск II. (в соаторстве с Э. Костантиновой)
  2. Символ, символизация как языковая структура сценического действия // Învăţământul artistic - dimensiuni culturale: Научно-дидактическая конференция преподавателей и докторантов  AMTAP.- Кишинёв, 2004. Выпуск IV
  3. Символизация в постановке Ильи Шаца // «TEATRACŢIE», revista UNITEM. - Кишинёв, 2005
  4. К проблемам семиотики театрального языка: театральный символ как метаязык // Anuar stiinţific: muzică, teatru, arte plastice. - Кишинёв, 2006
  5. Интеграция символа в современном драматическом театре // Artă şi Educaţie Artistică:revistă de cultură, ştiinţă şi practică educaţională. - Бэлц,  2007. №1(4).
  6. Способы восприятия символических связей в спектакле // Artă şi Educaţie Artistică:revistă de cultură, ştiinţă şi practică educaţională. - Бэлц, 2009. №1-2 (10-11)
  7. Преимущество языка символов в создании режиссерской концепции // Альманах: Театр, живопись, кино, музыка. - Москва: ГИТИС-РАТИ,  2009. вып. 2
  8. Символическая концепция «Вишнёвого сада» // Литературно-художественный и публицистический журнал «Русское поле». - Кишинёв, 2010. № 1
  9. «Король Лир»: вне времени и пространства // Литературно-художественный и публицистический журнал «Русское поле». - Кишинёв, 2010. № 2. С.113-120.
  10. Evolution of the Symbol in contemporary theatre practice // Опубликованные тезисы по итогам Всемирного Конгресса Международной федерации театральных исследований IFTR 2010 World Congress. - Мюнхен, 2010
  11. Драматургия М.Метерлинка: философия в символах // Искусство и культура. - Витебск, 2011. №2
  12. Роль символических действий в спектакле // Альманах: Театр, живопись, кино, музыка. - Москва: ГИТИС-РАТИ, 2011. вып. 3
  13. Эволюция символа в современной театральной практике /Victoria Alesenсova // Intertext. - Кишинёв: Международный Независимый Университет Молдовы (ULIM), 2011. №1/2. С.186-194.
  14. К теории полярности театрального символа // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания / гл. ред. Н. А. Кушаев. - Москва,  № 17(73),  2011. С.95-99.
  15. Путь к символу как выразительному средству через искания театрального французского авангарда // Современные проблемы науки и образования - 2011. - № 3
  16. Способы образования символических связей в спектакле // Памяти В.З. Федосеева. Сборник статей. Серия "Труды Театрального Института". Саратов, 2012
  17. Постдраматический театр: на пересечении смысловых пространств // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5; URL: http://www.science-education.ru/119-14772
  18. Forming semantic connections in theatrical performance /V. Alesenkova // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. №9. С.20-22; URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6386
  19. Symbolic image in theatre practice [Abstract] /Victoria Alesenkova // Тезисы по итогам Всемирного Конгресса Международной федерации театральных исследований IFTR World Congress (Theatre & Stratification). - Варвик /GB, 2014. Р.17.
  20. «Эстетическая логика» постдраматического театра Х.-Т. Лемана: pro et contra // Фундаментальные исследования. 2014. №12 (8). С. 1785-1788; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36442
  21. К вопросу о методологии анализа постдраматического театра // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 (часть 2), Электронный журнал - ссылка
  22. Эстетика эпического театра Брехта, абсурда и постмодернизма в постдраматическом театре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. №11(61): в 3-х ч. Ч. II. С.26-29.
  23. Символическая концепция слова в семантической структуре спектакля /В.Н. Алесенкова // Проблемы художественного творчества в исполнительской интерпретации: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (27-28 ноября 2014). - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. С.3-7.
  24. Предпосылки для обновления теоретической базы в программе театрального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015.  №5; URL: http://www.science-education.ru/128-21707
  25. Репрезентация невербальной метафоры в контексте театрального искусства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 5 (67). С 33-36.
  26. Постдраматический театр как театр диалектический (у истоков когнитивного театроведения) // Седьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 20-24 июня 2016 г. / Отв.ред. Ю.И. Александров, К.В. Анохин. - Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.  С.103-104.
  27. Общие признаки перформативности в современном отечественном театре /В.Н. Алесенкова // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому, 26-28 ноября 2015 года. - Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. С. 294-299.
  28. Перформативность в контексте театра // Культурная жизнь Юга России.  Краснодар, 2016. №2(61). С. 103-108.
  29. Модель мифа в языковом и внеязыковом пространстве спектакля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016.  №6(60): в 3-х ч. Ч.3. С.60-63.
  30. Негативный аспект невербальной метафоры /В.Н. Алесенкова // Град Китеж русской литературы: сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции 28 октября 2015 года. - Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. С.86-91.
  31. Студенческая научная деятельность в театральном институте // Камертон. Саратов, СГК, 2017
  32. Театр сновидений как форма мышления /В.Н. Алесенкова // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 мая 2017) и Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках III Всероссийского конкурса пианистов имени С.С. Бендицкого «Фортепианное исполнительство и педагогика» (24 мая 2017). - Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2017. С.193-197.
  33. Инверсия восприятия знака и символа в контексте невербального языка театра // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. №2(68): в 2-х ч. Ч.1. С. 55-57.
  34. Диалектическая модель творчества как опыт познания // Культурная жизнь Юга России. №1 (64), 2017. С.26-29 (журнал, рецензируемый ВАК РФ)
  35. К вопросу о когнитивном потенциале невербального языка спектакля // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. - Тамбов: Тамбовский гос. музыкал.-педаг. институт им. С.В. Рахманинова, 2017. С.192-198
  36. Диалектический потенциал мимесиса действия в постдраматическом театре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017.  № 12 (86): в 5-ти ч. Ч. 4. С. 20-23.
  37. Реминисценция в свете софитов // Литературно-художественный и публицистический журнал «Русское поле». - Кишинёв, 2017. № 1. С. 140-144.
  38. Опыт когнитивного театроведения: от концептуальной метафоры к концептуальному символу [Текст] /В.Н. Алесенкова // Когнитивные исследования языка. Выпуск XXXIII: Когнитивные исследования в гуманитарных науках. Тамбов, 2018. С. 765-770. 
  39. Роль сновидения в создании художественного образа // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том II / Редактор-составитель А.И.Демченко. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова, 2018. С. 13-19.
  40. Постдраматический театр в динамике искусствоведческого анализа // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том I / Редактор-составитель А.И.Демченко. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова, 2018. С. 25-35.
ССЫЛКИ
последнее обновление информации - 11.04.2016