tl_files/nauchnaja dejatelnost/uchebnye posobija/Alesenkova Postdramaticheskij teatr.jpgВиктория Алесенкова
Постдраматический театр Х.-Т. Лемана: эстетический дискурс


Предпринятая попытка дать объяснение наличию спорных положений в теории "постдраматизма" Х.-Т. Лемана помогают определить место постдраматического театра в процессе эволюции театрального искусства в пределах предложенных самим Леманом фаз его развития: "преддрамы" - "драмы" - "постдрамы". Идея пересечения смысловых пространств позволяет рассматривать постдраматический театр не как отдельно взятое явление, а как звено в цепочке последовательных процессов, развивающихся не линейно, а синусоидно. Исследование почвы, на которой произрастает ныне отечественный постдраматический театр, позволяет "извлечь корень" явления в трёх аспектах - объяснить корень драмы внутри понятия постдраматизма; рассмотреть корень его возникновения и развития, а также наметить перспективы исследования постдраматического театра как биполярной модели творчества режиссёра-художника.

Содержание:
  • Пересечение смысловых пространств как условие для создания новых форм
Русский театр на пересечении Запада и Востока. Смысловое пространство от "абсурда" до "паратаксиса". Трансгрессивный код пересечения пространств: авторского и режиссёрского
  • Спорные положения теории Х.-Т. Лемана
Критическая оценка теории постдраматического театра российскими (Ю. Барбой, О. Рябова, М. Неклюдова) и зарубежными (Э. Фишер-Лихте, М. Хамбургер, С. Уильямс, Д. Фэнтон, Ж.-П. Сарразак, К. Фречет, К. Бидан) теоретиками
  • Кризис методологии анализа невербальной составляющей сценического языка
Проблемы семиотического анализа постдраматического театра. Вклад российских теоретиков начала ХХ века в науку о театре. Мифотворчество и перформативность в театре режиссёра-художника
  • Основные предпосылки развития постдрамы
Театр в контексте трёхфазного развития: преддрама - драма - постдрама. Эстетика постмодернизма, эпического театра Б. Брехта и театра абсурда в постдраматическом театре
  • Теория конструирования смысла в постдраматическом театре
Мимезис действия и предмет подражания. Постдраматический театр как театр диалектический (на пересечении идей Платона и русского символизма)

Библиография
Выходные данные:
Алесенкова В.Н.
Постдраматический театр Х.-Т. Лемана: эстетический дискурс: учебное пособие. - Саратов: Наука, 2015. - 63с.